Последние несколько месяцев тема Интернета и правого регулирования — одна из самых популярных в СМИ. Пока в Штатах обсуждаются скандальные законопроекты PIPA и SOPA, разрешающие закрывать доступ к ресурсам с контентом по требованию правообладателей, Еврокомиссия предлагает создать проект, также направленный на вмешательство европейской юрисдикции в дела Всемирной сети: согласно этому закону ресурсы будут обязаны удалять персональные данные по требованию пользователей. Это говорит только об одном: нет другого пути, кроме как одного — предложенного Россией и озвученного на Лондонской конференции, посвященной проблемам киберпространства, российским министром связи Игорем Щеголевым. Необходимо вводить международно-правовое регулирование в Сети.
Но, конечно, оно должно быть не таким, каким его видят, например, США. Ведь фактически, закрепляя за правообладателями преимущественное право распоряжаться контентом в Интернете вне судебных инстанций, американцы предлагают распространить внутреннее американское законодательство в отношении Интернета на весь мир. Но то, что Штаты в 1970-х годах создали национальную корпорацию ICANN, не дает им права пренебрегать интересами других стран. Ведь и СССР первым полетел в космос в 1957 году, но Советский Союз не издавал специального закона о космосе, которому вынуждены были бы подчиняться другие государства. Также в 1814 году и Беллинсгаузен открыл Антарктиду, но она не была присвоена Россией — есть международная конвенция, которая регламентирует правила поведения на этой земле.
Для Интернета также должны быть созданы международные правила — вроде правил дорожного движения, — которые учитывают интересы не только правообладателей, но и интернет-ресурсов, интернет-СМИ, интернет-пользователей. Этот документ должен быть всесторонним, регламентировать права и обязанности всех без исключения участников процесса, вне зависимости от того, на чьей земле они находятся. И по-моему, документ этот должен разрабатываться не только при участии США или Евросоюза, но и всех заинтересованных стран и международных экспертов.
Конечно, есть и второй путь — решать вопрос локально, создав в каждой отдельной стране свои собственные правила. Но примеры такого локального решения вопроса уже есть — и к сожалению, не совсем удачные. Например, Иран, где доступ на Facebook пользователи получают при помощи зеркальных серверов или вылавливая сигнал провайдеров беспроводной связи на границе с соседними государствами.
Практика показывает, что Интернет — это международная зона, не принадлежащая никому, — ведь, по сути, любой пользователь в любой точке мира может открыть сайт, который работает на сервере, который расположен в Китае, или в Канаде, или во Франции. Поэтому наша задача — сделать жизнь в этой зоне цивилизованной, не допустив разрастания в ней собственной мафии.
Константин Малофеев, председатель правления «Лиги безопасного Интернета»
Новость на сайте «РБК.Daily»
Комментариев нет:
Отправить комментарий